Некоторые замечания о возникновении Касимовского ханства.


Во многих исторических исследованиях, особенно казанских авторов, отчетливо прослеживается попытка доказать, что приход Касима в район Мещерского Городка был вынужденной платой Василия Темного за своё освобождение из плена. На некоторых сайтах даже утверждается, что Касимов чуть ли не издревле был татарским городом.
Так вот, Касимов чисто татарским городом никогда не был. Даже во времена правления самого Касима в городе присутствовали московские воеводы, которые следили за действиями татар. И еще: в Касимове вплоть до начала 16 века оставались истинные владельцы этих мест, православные князья Мещерские, которые получали дань с Мещеры. А самому Касиму было дано пустое место, на котором им была построена крепость, кормление же он получал с рязанских земель, а не с мещерских.
Много ссылок на книгу Похлёбкина « Татары и Русь». Спасибо автору, что он собрал всю хронологию русско-татарских общений, но некоторые его выводы, к сожалению, не всегда согласуются с документами. Так, например, при освобождении Василия Темного из татарского плена Похлебкиным приводится предполагаемый текст документа договора. Но реально, на бумаге, такого текста никогда не существовало, а была, очевидно, устная договоренность, Но все те, кто ссылается на Похлебкина, не удосуживаются даже заглянуть в договорные грамоты. Именно для получения выкупа и утверждения Темного во власти ( вопреки Шемяке) и был послан с Василием Темным пятисотенный татарский отряд. Ставка Улу Мухаммеда, откуда был отпущен из плена Темный находилась в Курмыше, а не в Нижнем Новгороде. Казань в то время, скорее всего ещё не была захвачена войсками Улу Мухаммеда, так как в ней «сидел» какой-то местный князь (Алибей). Как раз в это время старший сын Улу Мухаммеда приходит к власти.
Был убит Улу Мухаммед своим сыном или умер от болезни – нам достоверно неизвестно, но, скорее всего, вернее первое, потому как в противном случае Ягупу и Касиму незачем было бы бегать от брата. Судя по историческим событиям, Улу Мухаммед был одним из самых достойных людей того времени, как среди татар так и среди русских. Утверждение о том, что Темный платил дань Казани не соответствует действительности. Москва возила дань в Орду, а никак не в Казань, которой после выкупа Темного не только ничего не платила, но наоборот - ходила на неё военными походами, с целью подчинения своей власти. Например, уже в 1461 году, о чём упоминает и сам Похлёбкин. В книге Похлёбкина говорится о «дани» Касиму и упоминается о договоре великого князя Ивана Васильевича (сын Темного) с рязанским князем Федором Васильевичем от 1496 года. Однако в этом договоре нет никаких упоминаний о «дани» Касиму или Казани, а есть вопрос о дани в Орду царевичу Сатылгану. А вот о «кормлении» с рязанских земель говориться в более раннем договоре от 9 июня 1483 года великого князя Ивана Васильевича с князем рязанским Иваном Васильевичем. Сказано, в переводе на современный язык: с царевичем Данияром и следующими правителями в Касимовском ханстве жить рязанцам по моему повелению. А что шло с рязанских земель царевичю Касиму и Данияру, то продолжать давать им.
Интересно, что кормление Касима и Данияра идёт не с мещерских, а с рязанских угодий. Но эта странность становится понятной, если учесть, что владельцами Касимова и всех близлежащих мест продолжают оставаться потомки князей Мещерских, которых Иван 3 настойчиво удаляет из этих земель, давая им взамен поместья в других областях и привлекая на государственную службу.
И ещё один вопрос. Перед Белёвской битвой Улу Мухаммед никакого города не захватывал, а остановился возле Белева, построив себе ледяной городок. Проиграли же русские битву не от татар, а от своих же русских крестьян, которые с топорами и вилами пошли на московское воинство в отместку за чудовищные грабежи и насилия, которые творило это воинство, по дороге из Москвы к Белеву. Литовскому воеводе Григорию Протасьеву и татарам оставалось лишь присоединиться к ним. Вот такова история того времени, основанная исключительно на документах, что, впрочем, не даёт автору права утверждать, что это истина в последней инстанции.

 

Сериал  «Школа». Почему?

 

В силу обстоятельств один год мне довелось работать в школе. Случилось это в начале перестройки, когда по телевизору было мало программ,   никто ничего не знал о  компьютерах, а в головы подростков ещё не вбили разных сериалов наподобие «Школы» или всяких «ужастиков» с ведьмами, кровопийцами и прочим доходным кинохламом, который в огромном количестве, как из ануса, беспрерывно выползает из голов нынешних сценаристов и режиссёров. Главное, чтобы было  «круто»! Главное - кассовые сборы! А на остальное начхать! А до того,  что этот «крутняк» калечит и разрушает саму душу подростка, как будто никому и дела нет. Обычная фарисейская формула: не хочешь - не смотри! И будто бы не ведают эти господа, что не может подросток не смотреть, ну, принципиально это невозможно для него, - не смотреть. Ведь ребёнок познаёт мир! И впитывает его, впитывает жадно, до перенасыщения, потому что  много физических сил и энергии, и они просятся наружу. Но можно ли, исповедуя зло, научить добру?

Последним достижением менеджеров по уничтожению духовности российских подростков стал сериал «Школа», сделанный молодым режиссёром Лерой Гай Германикой, ( или просто - Валерией Чаганава) дочерью журналиста Дудинского, начавшей свою карьеру в кино оператором порнофильмов, что само по себе уже симптоматично. До «Школы» сняла похожее киноизделие под названием «Все умрут, а я останусь». Говорить об этих лентах нужды нет: наверно, все, хотят они того или не хотят, но посмотрят их. Кроме  гнусности и пошлости под личиной почти документальности ничего в этих лентах найти невозможно. И возникает интересный вопрос: кому и для чего это нужно? Только ли ради прибыли? Или некоторых раздражают всё ещё упрямо сохраняющиеся островки духовности российской провинции? Ведь духовность это и интеллект, и способность творить, создавать. Но всем ли в мире нужен интеллект российских парней и девушек?  Лично я - сомневаюсь.

Однажды я спросил своих учеников из старших классов: «Что происходит в нашей стране? Понимаете ли вы что-нибудь?» Ответ был однозначен: «Всё понимаем».

С тех пор прошло почти двадцать лет, сменилось поколение, и, судя по откликам наших подростков в «интернете», количество «понимающих» с каждым годом катастрофически уменьшается. Но почему-то это никого не заботит. Почему?  В любой, «цивилизованной», как  любят у нас говорить по поводу западных демократий, стране существует нравственная цензура. Наверно, она должна быть и у нас. Но где она? Или мы нецивилизованные? Не пора ли  прекратить изощрённое издевательство над духовностью великого российского народа?



Господь почему-то всегда посылал и ныне посылает Россию словно на фронт, на передний край борьбы со всякой нечистью. Может потому и наградил нашу Родину безмерно терпеливым и талантливым народом. В принципе ведь России с её интеллектуальными и природными богатствами никто более и не нужен. Наглая ложь, что Россия не выживет в одиночку. Просто нам не надо это. Но при желании мы могли бы жить как в подводной лодке, задраившись от всех, ибо у нас есть всё, а народ наш самодостаточен. И не России без остальных было бы худо, а наоборот – многим остальным без России, как слепцам без поводыря, худо будет.
И вот такую необъемную страну пытаются затолкать в западный капитализм. Суют, пихают, утрамбовывают, но не вмещается Россия в этот капитализм! Не вмещается, господа либералы, - тара мелковата!


Выступление на конференции в Касимове
по вопросам межнациональных отношений в России.

Разрешите поздравить всех, собравшихся в этом зале, с праздником 855-летия рождения города и 555- летия образования на российской земле Касимовского ханства.
Вопрос совместной жизни разных народов в единой стране всегда был непрост, а в наше время он ещё более усложнился. Однако решать его совершенно необходимо, иначе может случиться так, что в один далеко не прекрасный день на карте мира не окажется и самой страны. Наглядным примером тому служит величайшее, что бы там кто ни говорил, государство под названием Советский Союз. Конечно, далеко не идеальный, но это был действительно союз народов во главе с русским народом.
В советское время я жил в Москве возле Даниловского рынка. Наш двор был интернационален. В нём жили и русские, и евреи, и татары, и даже переселенцы из Испании, а с Кавказа часто приезжали южане торговать фруктами и останавливались на постой у местных жителей. И я не помню случая, чтобы кто-то как-нибудь оcкорбил человека именно за то, что он иной национальности. Собственно говоря, никому и в голову не приходило разглядывать, кто перед ним – русский, еврей или татарин, или ещё кто-то. Все были люди, и все были равны, а о национальности никто и не думал, хотя во всех паспортах эта графа была.
Житейские ссоры, конечно, случались. Вспоминаю, как дядя Виталик иногда бранился со своим соседом Ринатом, а потом покупал пол-литра водки и шел мириться. И они, спрятавшись от своих жён, сидели на лавке между сараями и о чём-то говорили. А выходили уже в обнимку. Мы же, будучи пацанами, часто ходили к Санчику, так звали его родители, и пробовали еврейскую мацу, а через неделю и он с удовольствием ел русский кулич и пасху. Старенькая, иудейской веры, бабушка ругалась на него, но на это никто не обращал внимания.
В то время как раз начиналась эра телевидения, и родители Санчика первыми во дворе купили телевизор. Естественно весь двор собирался к ним на посиделки, особенно, когда транслировался футбол. Иногда в небольшую комнату набивалось столько народа, что сидели и на полу, и везде, где только можно было пристроиться. Здесь не могу с горечью не вспомнить, что мой друг Санчик, Александр Зарецкий, погиб в армии при выполнении служебного задания. Кстати, в то время служба в армии считалась почетной, а на забракованных по состоянию здоровья все смотрели с жалостью - больной, что ж поделаешь…
К чему я всё это вспоминаю? А к тому, что, несмотря на всякие негативные стороны той власти, надобно честно признать, что вражды между народами в СССР не было. Тогда мало кто знал весьма модное нынче, но сорное для русского языка, словечко – «толерантность», по-русски означающее – терпимость, то-есть терпимость к другим людям, их религии, культуре и так далее. Так вот, в нашей стране никогда не было этой самой толерантности, потому что была дружба между народами и уважение друг к другу. Вспомните, как всем миром строили автострады и заводы в аграрной Прибалтике, как заново возводили город Ташкент после разрушительного землетрясения, как осваивали целину, прокладывали Бам… И много-много ещё чего сделано было в то время. И везде: на всех стройках, в цехах заводов, во всех научных лабораториях бок о бок работали люди всех национальностей нашей великой страны.
Но началась так называемая перестройка. А по сути не перестройка, а тихая реставрация капитализма. Икону коммунизма убрали, а вместо неё из чулана вынесли истукан золотого тельца, и многие дружно встали на колени перед ним. Тут и случился Карабах – предвестник развала страны.
Мне довелось быть на одном из московских митингов по поводу событий в Нагорном Карабахе. Народу собралось много. Милиция, во избежание каких либо эксцессов, разделила армян и азербайджанцев металлическими перегородками, однако люди стояли рядом друг с другом, вплотную. Я подошел к одной из перегородок. Азербайджанец и армянин по-русски мирно беседовали между собой. Из разговора сделалось понятно – оба пастухи.
- Ребята, а вы-то из-за чего деретесь? – спросил я у них.
- Нам не из-за чего драться, - ответил мне азербайджанец. – Но нас стравливают…Стреляют с одной стороны, стреляют с другой стороны,-убивают, а потом вступают в силу обычаи Кавказа и начинается кровная месть, а за ней и война…
- А мы – люди простые, - вздохнув, добавил армянин.- Нам драться не из-за чего…
И азербайджанец согласился с ним.
Не буду вспоминать все дальнейшие события в нашей стране, они хорошо известны: великую державу лет пятнадцать трясло как в лихорадке, да и сейчас еще пока нет никакой гарантии полного выздоровления. А вот слова, сказанные тогда на митинге, мне запомнились. «Мы – люди простые, и нам драться не из-за чего». В этих словах вся суть проблемы. Обычный пастух с Кавказа сказал то, о чём не любят говорить многие маститые политики и политологи, а именно: большинство межнациональных неустроений в нашей стране случаются не по воле народов, не абы просто так, а сознательно и целенаправленно инициируются врагами России, как внешними так и внутренними.
Правда, в последнее время наши властные структуры наконец-то начали озадачиваться этими вопросами. И дай-то Бог!
А вот то, что эта международная конференция проходит именно в Касимове, весьма примечательно. Касимов – город особенный. Волей истории здесь впервые на Руси стали вместе жить сначала мещера и русичи, а затем к ним присоединились и татары. Повторять эту известную историю нужды нет. Скажу только, что за всё время совместной жизни татар и русских, мусульман и православных никаких столкновений между ними не было. Ни на расовой, ни на религиозной почве. Нет их и сегодня. Оба народа всегда уважали самобытность друг друга, и это делает великую честь им обоим. По сути Касимов – это эталон межнациональных отношений, по которому должна была бы жить вся Россия.
Эго любого народа не может превалировать над другими народами. Всякий народ, как башня или башенка, в зависимости от величины, стоит на фундаменте общности языка, религии и культуры, и чем крепче и основательнее этот фундамент, тем величественнее и само здание. Но каждый народ, большой или маленький, состоит из отдельных человечков, в крови которых течет память о тысячелетиях своей предыдущей истории, древность которой равноодинакова для всех людей, ибо одинаково временное зачатие единым пращуром всех нас, живущих на планете.
Известно, что близкородственные, внутриплеменные браки приводят к вырождению. Пушкин, Куприн, Аксаков, Тимирязев, Лермонтов, Булгаков, Карамзин, Бунин, Бердяев и так далее, и далее – всех выдающихся людей России, в жилах которых текла кровь двух, а то и трех, и более народов, просто не перечесть. И эти люди делали нашу историю и создавали нашу культуру. И потому кровосмешение между нациями– это благо, а вот любое действие, ведущее к насильственному уничтожению какого либо, даже самого малого народа с его культурой и обычаями, есть страшное преступление, ибо от тела человечества, как от живого, отрывается кусок плоти, который потом воссоздать уже будет невозможно. А это калечит всю земную цивилизацию, в конечном счете сокращая время её существования.
Я думаю, что нынешняя конференция должна послужить одним из стимулов к большему пониманию всех этих проблем. Кому, как не библиотекам и людям, так или иначе причастным к литературе и творчеству, высвечивать эти вопросы? К сожалению ответ прост и очевиден – больше некому.


Познакомься с народом

 

Сайт управляется системой uCoz